В 2014 году в Нью-Йорке была продана особая копия романа Рея Брэдберри «451 градус по Фаренгейту». Она входит в число 200 подарочных изданий, напечатанных в 1953 году издательством Ballantine Books. Сегодня все они находятся в частных коллекциях и недоступны широкой аудитории. Более того, в странах ЕС владение данной копией может быть расценено как серьезное нарушение законов. Всплывший 8 лет назад экземпляр тоже ушел с аукциона весьма состоятельному библиофилу за 17 тысяч долларов. Это был последний раз, когда редкое издание романа появлялось в публичном пространстве – с той поры больше о нем ничего неизвестно. А между тем, история книги весьма занимательна, если не сказать, символична.
Главная особенность подарочного издания «451 градуса по Фаренгейту» — обложка. Она была изготовлена из асбеста, несгораемого минерала, что символически отражает особый посыл книги. В мире антиутопии знаменитого фантаста существуют особые команды «факельщиков», сжигающих книги. Главный герой романа – как раз такой «пожарный», сражающийся на передовой уничтожения коллективного опыта человечества. Его работа позволяет продолжать государственной пропаганде одурманивать население.
Несгораемая обложка является символическим высказыванием в адрес читателя, указывающим на вечность знания. Материал важен, поскольку само слово «асбест» происходит от греческого «ἄσβεστος», негасимый. Этот минерал не горит, не плавится, не выделяет вредных паров при нагреве и широко используется в промышленности. Из него изготавливают более 300 видов промышленных изделий, в том числе шифер, фасадные плиты, сайдинг, трубы, накладки на тормозные колодки, защитное снаряжение для работников горячих цехов и многое другое. Правда, в странах ЕС он запрещен. Почему?
Потому что с ним произошло то же самое, что и с книгами в романе Брэдберри. В природе существует две разновидности асбеста: амфиболовый и хризотиловый. Амфиболы традиционно использовались в странах Европы, в то время как хризотил – в СССР, Канаде и США. Амфиболовый асбест является сложным силикатом, в котором есть железо. Благодаря ему он устойчив к кислотам, и именно поэтому не выводится из организма человека. Скажем, клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, просто не могут его «растворить». А вот хризотиловый асбест является гидросиликатом магния, который в кислотах растворяется, и потому выводится из тела человека за короткий срок. Когда Европа поняла, что её асбест вредный, а конкуренты останутся на рынке с эффективным и дешевым сырьем, то она развернула массовую кампанию против всего асбеста вообще, запретив все его виды сразу.
Получается, что книга стала жертвой пропаганды, преднамеренно вводящей людей в заблуждение – о чем она и была написана. Сегодня асбестовую копию романа нельзя выставить на всеобщее обозрение в западном мире, в котором ЕС продавило антиасбестовую повестку практически повсеместно. Её можно только хранить в частной коллекции, без надежды продать или показать. Вот такая получается антиутопия для антиутопии.