В Российской Империи были свои огнеметы. Их было мало, они появились уже на излете Первой мировой войны и остались скорее локальным казусом отечественной истории, чем действительной боевой силой. Впрочем, они заложили основу под развитие данного сектора военного дела, а также наглядно доказали эффективность защитного снаряжения для солдат, которые работали с огнеметами.
Основным инициатором развития «огнеметного дела» в Российской Империи выступил Николай II. Самодержец лично курировал проект по разработке данного вида отечественного вооружения, периодически продавливая решения не смотря на мнение генералов и ученых. Так, в мае 1915 года он настоял на продолжении изучения возможности применения огнеметов в бою, не смотря на позицию Главного артиллерийского комитета, посчитавшего разработку этого оружия нецелесообразным. В середине 1916 года на вооружение армии были приняты ранцевые огнеметы системы Товарницкого и Александрова, а в начале 1917 года в серийное производство пошел огнемет СПС, названный по первым буквам фамилий его разработчиков — Странден, Поварин и Столица. Всего за время Первой мировой войны было произведено 10 500 огнеметов, подавляющее количество которых пришлось на тяжелые ранцевые огнеметы полковых команд.
Вместе с вопросом создания новых конструкций огнеметов встала и проблема защиты личного состава. На большинстве фотографий мы видим, что огнеметы надеты на бойцов в стандартном обмундировании, что подвергает их существенной опасности. Огнеметы того времени не отличались надежностью, их элементы сильно нагревались, а о жаре от струи пламени и говорить нечего. Есть редкий кадр, на котором мы видим хризотиловый защитный костюм для огнеметчика. Он сделан с применением хризотилового асбеста, негорючего природного минерала. Его волокна выдерживают нагрев до 1 500°С, а при его превышении становятся хрупкими, но так и не загораются. Для сравнения — температура горения «напалма 1», предназначенного для тяжелых ранцевых огнеметов колеблется в диапазоне от 800 до 1 100°С. Хризотил и сегодня используется для производства защитного снаряжения для пожарных, изоляции нагревающихся элементов в системах отопления и механизмах, как элемент фрикционных накладок и т.д. Всего из него изготавливают более 300 видов продукции, в том числе всем знакомые шифер, фасадные плиты, сайдинг и трубы, которые тоже не горят и отличаются низкой теплопроводностью.
Скорее всего, этот хризотиловый костюм был предназначен для испытаний, но не для массового производства. В начале XX века в Российской Империи хризотиловый асбест добывали только на Баженовском месторождении на Урале, причем с высокой долей ручного труда. Имеющиеся объемы обогащенного волокна просто не могли удовлетворить потребности армии. В дальнейшем опыт использования хризотил-асбестовых костюмов подхватил и существенно расширил СССР. Хризотиловые костюмы использовали на флоте для борьбы с пожарами, в них работали пожарные, вулканологи и служили солдаты. Правда, проблема с комплектацией оставалась — на фото Великой Отечественной войны мы не видим солдат-огнеметчиков в полном хризотил-асбестовом костюме, но уже встречаются отдельные элементы, в основном, варежки. Обычно полный комплект защитного снаряжения использовался на участках особой ответственности, к примеру, на подводных лодках.
В дальнейшем, с ростом промышленности и механизацией добычи и обработки хризотила, ассортимент защитного снаряжения существенно расширился. Уже в 1950-е годы мы встречаем фотографии солдат в хризотиловых костюмах на учениях, причем по всем странам Варшавского договора, от ГДР до СССР. Сегодня эта практика продолжается, хризотиловые изделия активно используют при строительстве военной техники, а также при тушении пожаров сотрудники экстренных служб.