В Центральном Доме актера им. А.А.Яблочкиной 16 октября состоялась премьера Драматического концерта «Зов небесный». Этот уникальный театрально-музыкальный проект подготовлен Благотворительным фондом актеров совместно с Центральным Домом актера при поддержке Ассамблеи народов Евразии и приурочен к 205-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. «Зов небесный» — это драматический концерт (в формате моноспектакля), в котором режиссеру и автору сценария заслуженной артистке России Марине Кайдаловой удалось мастерски соединить музыку и текст, создав симбиоз двух видов искусств как образ единения двух творческих личностей – знаменитой на весь мир оперной певицы и великого русского классика литературы. Это не только история чистой вечной любви, это рассказ о писателе и его музе, о вдохновении и искусстве.
В основе сюжета – история трогательной любви русского классика к испано-французской оперной певице Полине Виардо. Звучат отрывки из их переписки, а также строки из поэзии и прозы Тургенева. Моноспектакль актрисы театра и кино Елены Соколовой идет в сопровождении симфонической музыки в исполнении Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева Радио «Орфей», написанной специально для спектакля композитором, художественным руководителем и главным дирижером оркестра Александром Клевицким.
Спектакль-концерт для актера с оркестром – именно тот жанр, который позволил авторам говорить со зрителями на языке любви – эмоциональном, непредсказуемом. Музыка и текст дополняют друг друга, создавая единое пространство, погружающее в мир чувств и ощущений. «Вы все, что есть самого лучшего, благородного и симпатичного на этом свете». «Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный». «Я подчинён воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня всё остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь». Эти строки Тургенева, звучащие из уст актрисы, и великолепная музыка, кульминационные точки слияния мелодии и слов завораживают зрителя и создают живые иррациональные образы, проникающие куда-то в глубины подсознания.
Актриса Елена Соколова:
– Каждая роль актера – это кусочек жизни, которую ты пытаешься прожить, и если этого нет, то это все неправда. Ты становишься немножко другим человеком, ты многое узнаешь, репетируя роль. Исторические факты, психология героев. Я с новой стороны открыла для себя Тургенева. Что за загадка в его жизни – эта неземная любовь, когда человек пожертвовал всем, чтобы быть рядом с любимой? Тургенев видел в Полине Виардо божество, это была не просто любовь к женщине, не это главное. Через нее говорил Бог, и писатель был способен это увидеть и оценить.
Генеральный директор Благотворительного фонда актеров Лариса Назарова:
– Спектакль существует с 2018 года, но изменились концепция и форма. Мы вместе с Игорем Александровичем Шпыновым, идейным вдохновителем и генеральным продюсером спектакля, вернулись к этой теме в связи с 205-летием Ивана Тургенева. Мне кажется, что необыкновенно точно и проникновенно музыка композитора Александра Клевицкиого поражает в самое сердце. А все вместе: музыка, в исполнении оркестра, сопричастность с текстом, драматическая игра актрисы — это безусловная победа, спектакль состоялся, публика его с восторгом приняла. Хочу передать благодарность Национальному фонду поддержки правообладателей, а также всем, кто сделал эту историю возможной: композитору, режиссеру, актрисе и руководству Центрального Дома актера, в частности, его директору -распорядителю Александру Жигалкину.
Руководитель департамента по сохранению исторической памяти Игорь Шпынов:
– Тургенев в первую очередь знаменит потому, что почти в одиночку выстроил в XIX веке культурный мост между Россией и Европой. В то время литературного лица у Державы Российской на международном поле не существовало. Он не только вошел в то общество, но и внес в него российскую культуру на собственных плечах. Главное, что и сейчас там глубоко чувствуют, знают нашу классику, как бы ее ни пытались выкорчевать и тяжелым тесаком обрубить все связи. Придет время, и это будет первый канал, по которому мы снова наведем мосты с Европой.
Писатель и литературный критик Феникс Фламм:
– Поистине блестящей была игра Елены Соколовой. Ее талант и выразительность позволили передать сложность и тонкость эмоций героев и вовлечь зрителей в эту историю любви. Голос актрисы, пропитанный страстью и жизненной силой, пленяет слушателей и заставляет переживать каждую ноту и слово. Музыкальная часть спектакля является одной из наиболее ярких и эмоциональных составляющих представления. Композитор и дирижер Александр Клевицкий вместе с Академическим Большим концертным оркестром имени Ю.В. Силантьева Радио «Орфей» помогли передать всю глубину и интенсивность изображаемых событий. Музыкальное сопровождение спектакля создают атмосферу времени и места, в которых разворачивается история. Александр Клевицкий создал прекрасную музыку, которая не только подчеркивает эмоциональные моменты спектакля, но и служит источником вдохновения. Оркестральные композиции, исполняемые Академическим Большим концертным оркестром, несут в себе силу и мощь, передавая драматизм событий и создавая напряженную атмосферу. Сочный звук оркестра переносит слушателей в самую глубину происходящего, усиливая эмоциональное воздействие спектакля. «Зов небесный» действительно является шедевром драматургического искусства, который с первых минут окружает зрителя волнующей и проникающей атмосферой. Постановка прекрасно передает сложность и противоречия, связанные с взаимоотношениями двух главных персонажей — «русского простака» Ивана и оперной дивы своего времени Полины. Одной из наиболее впечатляющих черт этой истории является способ, которым раскрыты различные аспекты их любовной связи. Актерская игра в сочетании с музыкой мастерски создают напряжение и интригу, постепенно погружая зрителей в эмоциональные перипетии судеб героев. Зритель становится свидетелем их страсти, сожаления и сомнений, а также борьбы между их чувствами и общественным мнением. В «Зове небесном» проявляется великолепное понимание Тургенева, человеческой психологии и способность передать сложность взаимоотношений между людьми. Главные герои становятся реальными и осязаемыми, их эмоции вызывают сопереживание у зрителя. Наконец, в «Зове небесном» присутствует неповторимая атмосфера исторической эпохи. Очень точно в концерте были переданы тонкости общества того времени, его нормы и ограничения, а также их влияние на любовные отношения героев. Уникальную картину того времени, можно было почувствовать и ощутить через слова и действия на сцене.
Музыкальный моноспектакль «Зов небесный» может справедливо считаться настоящим шедевром драматургического искусства. Постановка Марины Кайдаловой великолепно передала сложность и противоречия любви, захватывая зрителя своей интригующей атмосферой и проникающей глубиной персонажей. Это произведение оставит неизгладимый след в сердцах тех, кто стал свидетелем его силы и эмоциональности. В день рождения Ивана Сергеевича Тургенева, 9 ноября запись драматического концерта «Зов небесный» будет транслироваться на телевизионных каналах «Культура», «Просвещение», «Ратник» и других.